Здравствуйте, уважаемые читатели. Этот пост зрел уже давно, но окончательно сложился только сейчас. Вообще, это замечательно, что спортсмены в наше время имеют возможность монетизировать свои достижения – ведь еще каких-то 30-40 лет назад это было маловероятно, и многие чемпионы, прожив яркий, но короткий отрезок спортивной славы, в итоге оставались у разбитого корыта, никому не нужные и позабытые. А мы с вами потом  читали  статьи в газетах об их трагических судьбах… Так что пиар-кампании спортсменам не то что нужны, они необходимы как воздух, это задел на успешную послеспортивную жизнь. Только вот пиар бывает разным. И сегодня мне бы хотелось разобрать несколько примеров этого пиара с разными подходами и разной результативностью. Букв будет много, не серчайте. Я считаю, что успешность на маркетинговом поприще обусловлена суммой нескольких слагаемых, а именно – грамотной пиар-кампанией спортсмена, его позитивным имиджем, безупречным поведением и правильной поддержкой фан-базы. Так ли это – попробуем разобраться.

Пожалуй, самый яркий пример результативного пиара – это, конечно,  Алина Загитова.

О спорт, ты...пиар?

Девочка, которая своей громкой победой на ОИ привлекла к себе внимание ведущих брендов и заключила солидные контракты. Пиар-агенство Алины – известная компания Cyber Media, которая очень грамотно выстроила пиар-кампанию Алины. Но востребованность Алины растет не только благодаря работе агентства, в большой степени это заслуга самой Алины. Наша девочка не сделала ни одного неверного шага, несмотря на жесткие, практически боевые условия жизни – хейт, травля, угрозы со стороны как фанатов других спортсменов, так и со стороны медийных лиц. Алина не опустилась до склок, ее поведение безупречно, она не дает ни единого шанса на победу своим хейтерам, искренне признавая свои недостатки и тщательно работая над их коррекцией. Лучше всего об этом сказал американский журналист Филипп Херш: «Во всей неразберихе с участием ведущих лиц фигурного катания в России, единственным публичным человеком, который ведёт себя с достоинством, зрелостью и сдержанностью, является 17-летняя Алина Загитова». Личные публикации Алины в соцсетях милы и естественны, фотосессии бомбически красивы. Фан-аккаунт Алины  teamzagitova – пример безупречной поддержки спортсменки, не допускающий ни  провокаций, ни интернетных войн. Семья Алины в медийном пространстве появляется редко, но Алина не устает благодарить своих родных за поддержку. При этом Алине не приходится прилагать усилий для достижения идеального  имиджа. Она такая, какая есть – без фальши и наигранности. Поэтому и является максимально востребованной. Феномен Алины хорошо объяснила Наринэ Каприэлян, старший вице-президент коммуникационного агентства PRP: «Три года Загитовой в большом спорте превратились в мощную, искреннюю историю. Особенно важно, что она не выглядит искусственно сконструированным героем. У Алины сложный образ: внешне она эльф, а внутри — несгибаемый воин. Компании всегда привлекают такие сильные личности с историей. Бренды хотят транслировать свои ценности и очень ценят, когда могут передать свой нарратив через человека, звезду спорта или шоу-бизнеса». Спортивный агент Мария Шашина добавила: «У Алины невероятная сила внутри и при этом она чудеснейший, волшебный ребенок.  Она настолько милая, воспитанная, красивая, настолько девочка. Душевная теплота и невероятный характер — вместе это особенно цепляет». И даже приостановка карьеры пиар-менеджеров не смущает. «Сейчас происходит накопление репутационного капитала Алины, — говорит Каприэлян. — И у нее есть все шансы увеличить маркетинговый доход даже без прямой корреляции со спортивными результатами».  Ну, что тут скажешь — Королева льда, Queen Zagitova.

Еще пример грамотной пиар-кампании – Аня Щербакова.

О спорт, ты...пиар?

Тоже непростая спортивная судьба у феечки —  травмы, болезни, хейт. Тем не менее, она чемпионка мира и трехкратная ЧР, что само по себе мега-достижение. При этом даже антифанаты отмечают Анин интеллект, скромность, воспитанность, приверженность семейным ценностям. Интервью с родителями Ани было познавательным, интересным, и при этом максимально естественным, без рисовки и наигранности. Публикации фан-аккаунта  Ани  teamshcherbakova всегда корректны, и сама Анна в личных публикациях не допускает провокативных постов. Ее любовь к животным привлекла немало болельщиков в дружную компанию teamshcherbakova. Ее называют «Принцессой льда», и это заслуженно – журналист Матч-ТВ Анастасия Панина сказала: «Самый большой дар умницы Щербаковой — во внутреннем природном магнетизме. Щербакова как воин будущего, чья суперсила — интеллект и эмпатия. Возможно, именно эти качества привлекли к Анне спонсоров — с недавних пор она стала атлетом культового бренда спортивной одежды». А недавняя фотосессия  в Hello была удивительно притягательной и нереально прекрасной. Думаю, что у Ани при таких данных есть все возможности к успешному  преумножению маркетинговых достижений.

Достаточно спорный пиар у Лизы Туктамышевой.

О спорт, ты...пиар?

Шальная императрица вполне оправдывает прозвище, данное ей поклонниками. И на льду, и вне его Лиза демонстрирует вызывающую сексуальность, что не мешает ей прыгать шикарный триксель и пробовать квад. Чемпионка мира и Европы нашла свою нишу и довольно успешно ее использует, привлекая к себе немало болельщиков, которым импонирует имидж Лизы. Не будем впадать в ханжество, такой имидж тоже имеет право на существование, пусть и не всем он нравится. Маркетинговые успехи Лизы, несмотря на то, что в топ-спорте она уже добрый десяток лет,  достаточно скромны – на данный момент она сотрудничает только с российским брендом спортивной одежды и обуви Demix и продвигает собственную линейку одежды Еmpress wear в своем интернет-магазине. Что мешает брендам сотрудничать с Лизой? Возможно, обилие откровенных фото как в соцсетях, так и в мужских журналах – все-таки, склонность к эпатажу и вольностям не настолько привлекательны для солидных брендов, как скромность и воспитанность.

Отдельной истории заслуживают пиар-кампании Александры Трусовой и Алены Косторной.

О спорт, ты...пиар?

Королева квадов очень громко заявила о себе в самом начале спортивной карьеры. И пусть все золото Александры осталось в юниорском сезоне, она вполне себе топ и на взрослом уровне. Рекорд за рекордом, книга Гиннеса вспотела, записывая. Неудивительно, что очень скоро Саша стала атлетом Адидаса. Затем последовал переход к академику Плющенко и контракт с aminoVITAL, а также реклама итальянских сумок и швейцарских часов. Автобиография, изданная в 16 лет, вызвала только вежливое (местами не очень вежливое) недоумение. Впрочем, пиар-методы акадэмиков – это отдельная песня, и это не про спорт. Сезон, проведенный в пресловутой акадэмии, спортивных бонусов Саше не принес, а скандал с нарушением режима вызвал шквал требований к Адидасу разорвать контракт с Трусовой. Адидас удержался, подозреваю, что по причине бесславного возвращения русской ракеты на родную базу в Хрустальный, а также потому, что Александра, в отличие от ее со-конькобеженки Косторной, все-таки, держалась в рамках, провокационных интервью не давала, а если и испортила что-то, то не столько свой имидж, сколько свою же карьеру. Жаль, но это ее выбор. Уже после возвращения в Хрустальный Александра заключила рекламный контракт с фирмой Верховье и вовсю рекламирует йогурты. Ей-богу, это как-то уместнее юношеской автобиографии. Алена Косторная, в которой очень многие болельщики ФК видели абсолютную надежду российского фигурного катания, в маркетинговом плане провалилась чуть более, чем полностью. Найк на совместных просмотрах в Хрустальном безоговорочно выбрал Аню Щербакову. Побег в акадэмию принес контракт с Каризмой и Роксом – акадэмик клятвенно заверил, что контракты останутся при Алене и после ухода, но как знать, как знать. Масса скандальных интервью, эпатажные окраски, рассказы очевидцев о, мягко скажем, несимпатичном характере Алены – все это совсем не способствует привлечению спонсоров и рекламодателей. Надо бы делать выводы, иначе получится, как у следующей героини этого поста.

Собственно, вы уже догадались, что речь пойдет о Евгении Медведевой.

О спорт, ты...пиар?

Рубрика «Что это было?», да. Итак, с двукратной ЧМ, ЧЕ, победительницей ФГП и явной претенденткой на олимпийское золото усилиями Левона Матуа заключают контракт Найк (мне ближе именно такое произношение, про богиню победы я в курсе) и Пантин. Переезд к папе Орсеру принес Евгении контракт с Rivaland и еще пару плюшек. После возвращения в Хрустальный Евгения рекламирует хлопья Нестле и туалетную воду Лакост, а также становится представителем Озон. Только параллельно с усилиями Матуа по настырному навязыванию Медведевой всем, кто под руку попался,  происходит то, что логично вытекает из всех поступков Евгении. Ее фото с соревнований и в соцсетях с неухоженными лохматыми волосами не оставляют шансов Пантину, и он переключается на Марину Александрову. Изрядно подпорченный скандальными выходками и провокационными интервью имидж Медведевой приводит к тому, что  Найк тихо слился, да и про Rivaland тоже уже не слышно. Думаю, что рекламных акций с Нестле тоже не будет – это ж надо было додуматься сразу после рекламы готового завтрака заявить, что у нее начались  проблемы с кожей аллергического характера. Как говорится, ума палата. Матуа, наверное, после этого или поседел, или облысел. И еще эпичный момент. Когда все вокруг становились глобальными амбассадорами и просто амбассадорами, Евгении жутко хотелось тоже иметь такой титул. Чтобы потрафить любимой дочке федры и ОКР, наши околоспортивные чины назначили Медведеву…амбассадором федерального проекта «Спорт — норма жизни» нацпроекта «Демография». От многомиллионного фейспалма содрогнулась даже Джомолунгма, а в интернетах уже год стоит ржач и сыплются тонны сарказма по этому поводу. Про собственный мерч Евгении, а именно – впаривание дешевого китайского шмотья с корявыми рисунками, я просто помолчу. В общем и целом, уважаемые фигуристы, хотите знать, как про..фукать все полимеры – обращайтесь к Евгении, она гуру.

И еще один персонаж, заслуживающий упоминания в контексте этой статьи.

О спорт, ты...пиар?

Недавно PUMA RUSSIA заявила о сотрудничестве с Камилой Валиевой. Выбор вполне объясним – Камила милая девочка, талантливая фигуристка и одна из очевидных претенденток на олимпийское золото Пекина.  И все бы было прекрасно, если бы не одно НО. Фан-аккаунт Камилы, который ведут ее родственники и который давно славится не совсем адекватными выходками, заявил, что Камила стала глобальным амбассадором Пумы и бесцеремонно поставил ее в один ряд с Алиной Загитовой и даже с Неймаром, несмотря на его мега-контракт, что вызвало немалое возмущение болельщиков. PUMA RUSSIA объяснила, что Камила является региональным представителем бренда, но фанатов было уже не остановить. Масла в огонь подлил провокационный ролик, в котором Камила противопоставлялась Алине Загитовой, снятый на песню с возмутительным, применительно к ситуации,  текстом. Негодующие  болельщики говорят даже о том, что Камила этот ролик лайкнула, правда, проверить, так ли это, не представляется возможным – пост удален. В итоге, пиар-кампания Камилы близка к провалу уже на старте – несмотря на то, что статьи о ней висят на главной уже долго, сменяя одна другую, количество негативных отзывов растет. К тому же навязчивость пиара раздражает, милость на гнев сменили даже те, кто к Камиле относился не то что ровно, но и благосклонно. Вот к чему может привести выпадение одного-двух из слагаемых успеха на маркетинговом рынке – милая красивая девочка, талантливейшая фигуристка внезапно навлекает на себя гнев болельщиков из-за непродуманного поведения своего официального фан-аккаунта и навязчивости рекламы. Печально, но факт.

Резюмируем. Приведенные примеры свидетельствуют, что наибольшего успеха в монетизации достижений может добиться спортсмен, чьей пиар-кампанией занимаются хорошие специалисты; чей имидж безупречен; чья   фан-база ведет себя адекватно и оказывает спортсмену грамотную поддержку и помощь. Есть над чем задуматься восходящим звездам и их фанатам, не так ли?

 

 

Источник: sports.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here