Сегодня исполняется 76 лет победе над нацистской Германией в Великой Отечественной войне.

Отсылки к этим событиям занимают особое место в фигурном катании: спортсмены часто обращаются к тяжелой теме, напоминая о героизме солдат и трагедии простых людей.

Юлия Липницкая завершила карьеру в 19 лет, тем не менее успев откатать две пронзительные программы о войне.

Вряд ли кто-то забыл девочку в красном пальто – впоследствии один из символов Олимпиады в Сочи: произвольная под музыку из фильма Стивена Спилберга «Список Шиндлера» вывела Липницкую в звезды далеко за пределами спорта.

Постановка Ильи Авербуха настолько подходила Юлии, что все программы, которые ставили под эту музыку после, сравнивали с прокатами Липницкой.

Она воплотила символ надежды, который в черно-белом фильме выделили красным цветом. Сам Спилберг восхитился юной русской спортсменкой, а журнал Time поместил ее на обложку. Программа не просто подарила Юлии золото олимпийского командника, победу на чемпионате Европы и серебро ЧМ-2012, но и увековечила в фигурном катании.

Липницкой всегда удавались лиричные образы, и вслед за «Списком» последовала еще одна программа о войне. В сезоне-2015/16, который фигуристка начинала с Этери Тутберидзе, ее хореографом была Марина Зуева. Для произвольной выбрали нежную композицию «Ленинград» от американского пианиста Уильяма Джозефа. Синее платье в ретро-стиле тоже запомнилось.

«Это программа про любовь и расставание. Море, Кронштадт, девушка ждет на берегу моряка, который никогда не вернется… Программа интересная, с трагическими нотами», – вспоминала Липницкая.

Немецкая пара  Алена Савченко и Робин Шолковы, как и Липницкая, несколько раз прибегала к военной тематике.

У пары был показательным номер «Ленинград» – под песню ирландского музыканта Криса де Бурга. Постановка о трепетной любви, зародившейся накануне войны и блокады, получилась настолько удачной, что Савченко и Шолковы выступали с ней на протяжении нескольких лет.

В сезоне-2008/09 фигуристы поставили произвольную «Список Шиндлера». Алена катала в красном платье, у Робина был сдержанный наряд – серые брюки и рубашка. С этой постановкой пара выиграла второе золото чемпионата мира в карьере.

Вообще, в фигурном катании очень популярна музыка Джона Уильямса к фильму о немецком промышленнике Оскаре Шиндлере, спасавшем евреев от смерти в лагерях. Сразу после выхода картины с ней выступала Катарина Витт, ее брали Каролина Костнер, Елена Ильиных и Никита Кацалапов.

В сезоне-2019/20 к «Списку» вернулись – на международных турнирах под пронзительную скрипку катались Джейсон Браун, Сатоко Мияхара, Роман Садовский и Антон Шулепов.

Кинематограф – главное вдохновение для программ о войне. В 1997-м вышел трогательный фильм Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна» – рассказ об отце и сыне, которые попали в концлагерь. Отец всеми силами заставляет ребенка поверить, что происходящее вокруг – игра, в которой нужно держаться как можно дальше от надзирателей.

В сезоне-2017/18 итальянский дуэт Анна Каппеллини – Лука Ланотте для произвольной программы выбрал музыку именно из этого фильма: танцоры рассказывали историю любви в сложное время. На Анне было лаконичное платье темно-красного цвета (хотя сначала попробовали белый вариант, но на льду он не смотрелся), Лука выступал в наряде, стилизованным под костюм 1940-х.

Тема Великой Отечественной войны занимает особое место и в советско-российском кинематографе.

Легендарный сериал «Семнадцать мгновений весны» о разведчике Максиме Исаеве, внедрившийся в верхушку СС, вышел в 1973-м. Российские фигуристы несколько раз брали культовую музыку Микаэла Таривердиева. Например, Мария Бутырская в сезоне-2000/01 поставила под нее произвольную программу – правда, платье с блестками вряд ли отсылало к фильму.

В сезоне-2019/20 Анастасия Губанова тоже выбрала для произвольной музыку из знаменитого телефильма о Штрилице. Образ передавал настроение военной эпохи – Губанова катала в бело-сером платье без лишних декоративных элементов.

«Многие, наверное, подумали, что я изображаю жену Штирлица. А на самом деле у меня абстрактный образ боли. Представьте себе поле, на противоположных сторонах которого стоят военные. Начинается сражение, пули летят и поражают солдат. Я как будто чувствую боль этих людей, их скорбь от того, что они так рано умирают и больше не увидят тех, кого любят. Также я выражаю боль офицера, главного героя фильма, и его супруги во время войны».

В год 70-летия Победы в прокат вышел российско-украинский фильм «Битва за Севастополь». В качестве заглавной песни взяли знаменитую «Кукушку» Виктора Цоя, ее перепела Полина Гагарина. Цой не связывал композицию с войной – да и в тексте тема затронута лишь по касательной. Но после исполнения Гагариной появилась новая интерпретация «Кукушки».

В сезоне-2015/16 танцевальный дуэт Анастасия Сафронова – Илья Зимин катался под эту композицию в военных костюмах.

Юниорка Анастасия Мухортова тоже выбрала «Кукушку» для произвольной программы – выступала в платье, похожим на военную форму, с Георгиевской ленточкой на груди.

Фигуристы нередко берут военную форму за основу для костюмов.

До 2010-го Татьяна Волосожар выступала за Украину со Станиславом Морозовым – два последних сезона они катались под саундтрек к американскому фильму «Перл-Харбор». Мощная музыка одного из самых востребованных композиторов Голливуда Ханса Циммера принесла паре первые медали на этапах Гран-при и 8-е место на Олимпиаде-2010. Татьяна и Станислав выходили на лед в черных костюмах, напоминающих форму ВВС США – с погонами и нашивками.

Хореографы часто вспоминают войну и темы, так или иначе с ней связанные. Юко Кавагути и Александр Смирнов ставили короткую под «Катюшу» в олимпийском сезоне-2013/14. Программу почти никто не увидел, потому что из-за травмы партнера фигуристы пропустили весь сезон. И если произвольную под симфонию «Манфред» пара катала до конца карьеры, то короткую заменили.

Испанцы Сара Уртадо и Адрия Диас брали саундтрек из британского фильма «Искупление», а Наталья Забияко и Александр Энберт выступали под композицию из американской ленты «Лето 42-го» (это фильм не о войне, но история главных героев тесно связана с тем, что происходит в Европе).

***

Фигурное катание не бежит от сложных тем, это касается и Второй мировой войны. Из года в год спортсмены возвращаются к трагическим событиям, осмысляют их и порой рождают шедевры на льду. Пожалуй, главный посыл, который фигуристы доносят до зрителей: как бы страшно ни было вокруг, всегда остается место надежде и вере в мир.

Источник: sports.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here